NEBESITE.RU - детский христианский сайт
Библиотека    Сказки    Рассказы к Праздникам    Истории на время Адвента    Идет корабль  

Идет корабль


 

 Идет корабль, нагружен                                                               

 


1. Идет корабль, нагружен
По самые борта,
Несет Он Слово Божье,
Нам милость от Отца.

2. Корабль скользит неслышно,
Везет груз дорогой;
Любовь – надежный парус,
А мачта – Дух Святой.

3. На якорь став, корабль
Причалил к берегам.
И Слово стало плотью,
Бог Сын ниспослан нам.

4. Явилось в Вифлееме,
В хлеву Дитя на свет,
За нас Он станет жертвой;
Исполнит Свой обет.

5. И кто Дитя желает
С любовью приласкать,
Пусть прежде с Ним страдает
Чтоб муки испытать,

6. И с Ним воскреснет вместе
Пройдя сквозь смертный сон,
Чтоб получить наследство,
Жизнь вечную, как Он.


«Идёт корабль, нагружен» - адвентский хорал, который принадлежит к старейшим немецкоязычным духовным песням. С 1899 года песня Фридриха Шпитта снова вошла в протестантский обиход (Евангелический сборник псалмов = ЕЭС 8). В католической сфере это появилось с продолжением: четверостишием для Марии (восхваление Бога = GL 114).

7. Мария, матерь Божья,

Хвалить должны тебя.

Иисус всего дороже,

Прекрасное дитя.

 

На основе старейшего полученного текстового источника рукопись песни Марии, возникшая до 1450 года в Страсбургском доминиканском монастыре Св. Николая, текст которой обычно приписывают мистику Йоханнесу Таулеру, который останавливался в том монастыре. Когда рукописи Таулера из-за подозрения в ереси были помещены на индекс, песню с католической стороны предали забвению.

 

Старейшая запись мелодии содержится в андернахском сборнике песен(1608). Там песня напечатана на двух языках под заголовком «К нам подходит корабль», а также её можно найти на латинском «En nauis institoris». Мелодия показывает в высшей степени редко встречающуюся в более старых церковных хоралах ритмичную особенность.

 

В типично средневековой аллегории беременная (дева Мария) сравнивается в библейском мотиве с нагруженным, прибывающим кораблём. С другой стороны, в аллегорической картине Таулера корабль символизирует «нрав», или «душу». В этом мистическом толковании текст используется так, чтобы выйти за рамки понимания буквального смысла: движение корабля направляется парусом, то есть любовью, и мачтой, то есть Святым Духом. Таким образом, например, в первой половине первой строфы появляется картина полностью загруженного корабля, груз которого получает переносное значение во второй половине строфы как Сына Божьего.

 

Евангелический теолог Гюнтер Руддат (род. 1947) работал профессором практической теологии в Бохуме. В передаче «Немецкая радиокультура» он изложил историю 400-летней старинной адвентской и рождественской песни по-новому. Старые слова наполняются новым смыслом, и старая мелодия оживает в наших сердцах. Уже католический теолог Йоханнес Хацфельд (1882-1953) рассказывал соответствующую легенду.

Легенда об адвентской песне

 

Раннее воскресное утро, четвёртый адвент 1626 года – самый разгар 30-летней войны. Учитель и священник Даниэль Зудерманн (1550-1631) приветствует маленькую евангелическую общину в Страсбурге на верхнем Рейне. Сегодня, перед Рождеством, он хочет представить свою новую адвентскую и рождественскую песню.

 

«Дорогие друзья в Господе! Я обнаружил в соседней монастырской библиотеке старую песню Марии, спрятанную под письмами Йоханнеса Таулера (1300-1361), почитаемого мистика тех дней, о котором я часто рассказывал вам. Он пишет: «Христос должен ежедневно рождаться в нас по-новому. Мы - это то место, в котором Христос должен оживать». Это открытие Йоханнес Таулер особенно хотел донести до нашего сердца в своей песне Марии.

 

Его жизнь была очень насыщенной. Время от времени он бывал на Рейне между Кёльном и Базелем. Люди в Кёльне рассказывают, что песню о  Марии, которую я нашёл,  он подарил монахиням в Св. Гертрауде на Рождество. Это почти 300 лет тому назад - в сочельник в 1357 года. Несколькими годами позже он умер здесь, у нас, в Страсбурге, в монастыре Св. Николауса. Там я нашёл это древнее песнопение. В нём рассказывается о корабле, который прибывает. 

 

Прекрасная песня о рождественском корабле. Я подумал, что мы могли бы спеть её, и перевёл текст на современный язык, чтобы он стал понятнее для вас. Послушайте сами.

 

1. Идёт корабль, нагружен
По самые борта,
Несёт Он Слово Божье,
Нам милость от Отца.

 

Идёт корабль, нагружен. Здесь никого не обнадёживают таким обещанием: «Корабль прибудет когда-нибудь». Нет, корабль идёт. Он уже в пути. Открой глаза, взгляни: На горизонте появляется рождественский корабль. За горизонтом твоих мыслей и чувств он медленно появляется в твоём сознании. Мы стоим на берегу, в потоке времени. Рождество у дверей.

 

Идёт корабль, нагружен по самые борта. Какой груз привезёт корабль? Сокровища из других континентов? Драгоценные ткани, пряности или даже оружие? Какие пассажиры на борту? Корабль собирает людей и связывает миры. Уже первые христиане употребляли эту картину в переносном смысле для изображения своих общений. Люди сидят в одной лодке. Они нужны друг другу, нужны и связаны друг с другом. Корабль - это картина церкви.

 

Корабль является также древним символом беременной женщины, такой,  как Мария, мать Иисуса. Корабль, о котором поётся в песне, содержит это в себе. Идёт корабль, нагружен по самые борта. Несёт Он Слово Божье, нам милость от Отца. Это означает, что он несёт маленького ребёнка - дитя Божье, символ жизни.

 

Сокрытая на корабле – этот символ издревле относится к самой Марии. В некоторых преданиях её имя связано с морем. «Stella maris» часто переводится: «Морская звезда». Она несёт ребёнка Бога в своём теле, как корабль свой ценный груз в корабельном трюме.

 

На суше, напротив, все ждут другие вещи: Оружие для войны, взятки для новых дел, ценные товары, продажа которых делает богатыми. Песню можно объяснить так. На корабле грядёт Сам Бог. Бог приходит, чтобы показать свою человечность. Бог приходит, чтобы объявить и распространить Свою милость. Бог приходит, исполняя Своё слово, вечное Слово Отца. Новое время заявляет о себе: Ребёнок в трюме означает Иисуса. Это говорит людям: «Я с тобой во все дни и особенно тогда, когда твой жизненный корабль может опрокинуться».

 

Община внимательно слушает священника Даниэля Зудерманна. Она нуждается в этих словах, так как из-за смуты 30-летней войны людей постигло разочарование в жизни. Повсюду распространялся страх нищеты. Поэтому важно было напомнить о близости и внимании Бога, укрепить доверие к Нему. Новое начало будет. Корабль надежды уже в пути.

 

Священник Даниэль Зудерманн продолжал:

«Дорогие! Рождественский корабль придёт, несомненно, придёт к нам, с силой разобьёт он волны. Парус уже виднеется. Мощная мачта устремляется в небо. Корабль ещё не прибыл. Корабль ещё не подошёл к гавани. Но он придёт в наш мир, в наши будни.

 

2. Корабль скользит неслышно,
Везёт груз дорогой;
Любовь - надёжный парус,
А мачта - Дух Святой.

 

Корабль приближается тихо. Корабельная сирена не заявляет о его приходе. На борту нет никаких дешёвых распродаж и базарных зазывал. Погрузка на корабль должна быть совершена в полном спокойствии. На нём находится ценный груз, наполненный жизнью для людей всего мира. На борту достаточно утешения для всех скорбящих. На борту есть мир, сила которого нужна всем. Корабль несётся вперёд силой самой любви. Любовь - надёжный парус, который прочно укреплён. Парус прикреплён к мощной мачте Духа Святого. Свежий ветер наполняет паруса. Мачта не поколеблется во всех штормах, во всех волнениях, при всех жизненных потрясениях.

 

3. На якорь став, корабль
Причалил к берегам.
И Слово стало плотью,
Бог Сын ниспослан нам.

Дорогие друзья, которые поднимают якорь, отвязывают верёвки, стремясь к новым берегам. При этих мыслях у меня появляется жажда – жажда перемен. И во мне возрождается надежда, надежда на новое начало. Песня говорит о том, что будет после. После продолжительного и опасного плавания, наконец, можно будет стать на якорь, когда челнок жизни войдёт в гавань и причалит к пристани. Это также символ огромного желания - желания обрести домашний очаг. Когда-нибудь и где-нибудь мы хотели бы причалить, спокойно причалить, достигнуть цели - это тоска по родине. Поэтому якорь символизирует надежду.

 

Первые христиане приняли этот знак во времена страшных гонений. Они сделали особенную вершину на якоре и поставили поперечную балку под кольцом якоря. Так из якоря возник крест, который они с давних пор использовали как тайный знак. Во время приближения смерти они ставили его на свои могилы и саркофаги. Христос - это якорь верующих. Христос - это их надежда. Это мощный символ веры: одна часть якоря вкапывается глубоко в землю и даёт устойчивость в бурные времена, в неустойчивых местах.

 

Если якорь выброшен, то корабль прибыл. На якорь став, корабль причалил к берегам. любовь Божья через воплощение утверждается на земле. И Слово стало плотью. Бог-Сын ниспослан нам. Слово Бога не остаётся только пустым разговором, говорит песня, а Бог посещает людей в Иисусе Христе, в образе человека из плоти и крови. Слово Бога живёт и распространяется в мире.

 

Празднуя адвент, мы ожидаем точно такое же пришествие Бога в мир, что Он придёт в мир так, что мы сможем Его ощущать. Тогда Рождество - это Бог, Который принимает образ человека. Нельзя думать так, что Это давнишняя история, которая произошла однажды много лет тому назад и сегодня не имеет больше никакого значения. Песня как раз хочет напомнить нам о том, что корабль приближается к нам, здесь и сейчас, когда к людям можно прикоснуться и разговаривать с ними. Сочиняя свою песню, Йоханнес Таулер верил в это, и я также убеждён в этом».
Так говорит пастор Даниэль Зудерманн о своей вере, о том, что он читает в начале евангелия от Иоанна: «И слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» (Иоанн. 1:14).

 

В молчании община мысленно следует за первыми тремя строфами песни о корабле, который прибывает. Затем все вместе подхватывают песню и сообща поют четвёртый куплет:

 

4. Явилось в Вифлееме,
В хлеву Дитя на свет,
За нас Он станет жертвой;
Исполнит Свой обет.

Как только прозвучал четвёртый куплет, Даниэль Зудерманн прервал пение: «Послушайте, друзья, здесь я вмешаюсь, чтобы из старой песни о корабле получилось кое-что новое, чтобы из песни о Марии получилась песня о Христе. И вы увидите, что это содержится в тексте. «Явилось в Вифлееме». Песня приглашает нас в путешествие. Ещё на берегу Рейна мы вдруг обнаруживаем, что находимся посреди Вифлеема. Песня ведёт нас в историю народа Божьего, в Вифлеем, город Давида. Песня ведёт нас в само Рождество. Мы присутствуем здесь как будущие родители. Мы переживаем рождение, воплощение человека, которое было уже давно обещано. И не на каком-то другом месте, а именно в Вифлееме. В переводе «Вифлеем» означает «дом хлеба». Мы прибыли туда, где обитает хлеб, хлеб для всех, хлеб для мира, где нет недостатка в том, в чём мы нуждаемся для жизни. Здесь достаточно для всех, даже более чем достаточно».

 

Община забеспокоилась. Хлеб, пропитание, которого достаточно для всех. Это напоминает рай. Это не похоже на то, что они знают и переживают. Всюду голодают люди, дети умирают с голоду. Повсюду война и насилие разрушают дома и хижины. Повсюду уничтожаются урожаи, отравляются колодцы и земли заражаются. А тут картина «хлебного дома» в Вифлееме. Чудесная картина надежды. Но может ли это вообще стать реальностью или это только благочестивое обнадёживание?

 

Даниэль Зудерманн продолжает:

«Если мы поём «Явилось в Вифлееме», то мы должны думать об этой прекрасной картине «дома хлеба». Это может изменить наши взгляды и отношения. Так как мы часто живём по принципу: «Не делись и не рассчитывай также на то, что другой вдруг поделится с тобой». И чаще всего мы не понимаем это дословно, когда молимся: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день». Картина «хлебного дома» напоминает нам о том, что может быть по-другому, что мы можем тратить деньги на справедливость и тем самым на сохранение мира и на продукты питания, вместо того чтобы тратить на оружие. У нас есть выбор.

 

И это другое понимание я подчеркнул следующим изменением: «В хлеву Дитя». В старом оригинале песни ещё написано: «лежит здесь в этих яслях красивое дитя“. Какая нужда нам в подслащённой рождественской колыбельной песне? Это же быстро снова забудется, будет оценено и оценено не дорого. Это будет снова убрано, до следующего года.

                     

«В хлеву Дитя» - это, напротив, разъясняет нам: Иисус родился в самом низком положении. Бог стал человеком снаружи, за дверью, там, где никакое достойное человеческое жилище не ожидает нас, там, где нам предлагается ветхое жильё, временное прибежище. Рождённый в хлеву, на стороне людей, которые в самом низу. И он снова и снова по-новому может рождаться: в каждом месте, в каждом человеке, не важно где на свете. Я хотел бы показать вам всем эту сторону адвента и Рождества, которой является больше чем прекрасная декорация, а, скорее, неприятная и неприглядная действительность.

 

В старом оригинале песни говорится: «Его лицо светится как зеркало». Это прекрасная мысль. Мы можем узнать себя в лице этого ребёнка, в лице Божьем, как в зеркале, обнаружить ребёнка, рассмотреть Иисуса, нам самим при этом почувствовать себя людьми. При этом взгляде в зеркало никто не должен испугаться. Ребёнок нам улыбается. там никто не должен страшиться и отчаиваться. Ребёнок протягивает к нам руку. Это зеркало светится исключительно состраданием к нам.

 

И это, братья и сёстры, я хотел сделать ещё определённее: Я хочу, чтобы это было песней про Христа. Можно ли это назвать так: «Он стал нашим братом «? - спросил я себя. Чтобы никто нас, людей, не разделял друг с другом, а также и с Богом, чтобы никто не посылал нас вверх или вниз, на небо или в ад, не разделял нас на господ и слуг. Бог стал на нашу сторону, как один из нас, как брат или сестра.

 

Но также и этого ещё было слишком мало для меня. Мне не приходила никакая подходящая строфа в голову. Я отложил бумагу и начал листать моё любимое евангелие. Вы знаете это евангелие, как это Иоанн вспоминает и рассказывает. И там я задержался в третьей главе на одном стихе: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Иоанн. 3:16).

 

Дорогие друзья, тут у меня упала пелена с глаз: «Явилось в Вифлееме, в хлеву Дитя на свет, за нас Он станет жертвой». Так это нужно было сообщить! Там, где мы уже в себя не верим, так как давление обстоятельств и вынужденная необходимость принуждают нас к тому, там, где мы теряемся, так как мы терпим ужасные удары судьбы, там, где мы покинуты и разочарованы перед лицом долга и смерти, там Бог подходит к нам, как маленький ребёнок. Там Иисус подходит к нам - муж из Назарета. Он близок ко мне, несмотря ни на какие обстоятельства. Он знает меня вплоть до мелочей моей жизни. Он смотрит на меня и открывает мне новые горизонты. Дитя в хлеву. Он должен быть восхвалён.

 

Мы призваны к восхвалению. А там, где говорится о похвале, это вращается чаще всего только вокруг нас самих. Мы хотим похвалы, хотим быть большими. Кто же захочет себя унижать? Там, где мы говорим о похвале, там другие в большинстве случаев бывают ущемлены. Поэтому спросите себя как-нибудь в тишине: «Вознёс ли уже ты хвалу сегодня? Похвалил ли ты уже кого-то другого, прославил ли Бога?» И если мы будем честными, то как редко выходит похвала из наших уст: «Ты сделал это хорошо!»

 

И это относится не только к нашим детям, к семье, к друзьям или к работе, но так бывает и во всех наших других отношениях! Вам ведь знакома песня: «Хвалить Бога - это наше служение». Я думаю, Бог знает, что Он от нас требует, к чему Он хочет нас ободрить. Включайте в молитву не только просьбы к Богу, но прежде всего хвалу, так как мы в глубине нашего сердца нуждаемся в этом.

 

Мы вместе идём в школу прославления - именно на Рождество. Это начинается с того, что люди учатся смотреть глазами Бога. Хвалить значит дать человеку смелость жить и любить. Хвалить означает положиться на Бога, на его любовь к жизни. При этом горе и смерть не исключаются, а как раз наоборот, включены и воспринимаются на самой глубине.

 

Возлюбленные в Господе. Вы видите, как я благодарен в моих мыслях и чувствах апостолу Иоанну и его евангелию, но также и Иоанну Таулеру и его проповедям, которые хотят нам донести: рождение Бога в хлеву - это подобно тому, что Бог становится человеком в нас, что Бог с нами, каждый день, и поэтому все дни являются Рождеством.

 

Наш путь с Иисусом продолжается также и после Рождества. Наш путь ведёт нас через страстную пятницу, через мужа на кресте, ко Христу, который после смерти воскресает в пасхальное утро.

 

У Иисуса Христа мы учимся видеть жизнь во всей её полноте. он садится в лодку, входит в корабль жизни, и там что-то изменяется. Там люди становятся здоровыми. Там женщина, которую другие осуждают, может свободно вздохнуть. Там человек может пригласить кого-то к себе, кого презирают другие и отодвигают в сторону. Там брошенные дети обретают заботу и любовь.

Идёт корабль, который изменяет мир - рождественский корабль. Здесь мир приобретает новое лицо не только к Рождеству. Мария это почувствовала и об этом пела, когда она была беременна Иисусом. Христиане чувствовали это во все времена и пели об этом. И сегодня я приглашаю вас спеть эту песню жизни».

 

5. И кто Дитя желает
С любовью приласкать,
Пусть прежде с Ним страдает
Чтоб муки испытать,

6. И с Ним воскреснет вместе
Пройдя сквозь смертный сон,
Чтоб получить наследство,
Жизнь вечную, как Он.

 

 
 

Смотрите также в разделе " Истории на время Адвента "

Упрямый осел и сладкий чертополох

Настоящий Дед Мороз

Рождественский дедушка

Будни Адвента

Три тёмных короля

Почему улыбался младенец Иисус?

Подарок Бога

Как змея проскользнула под порогом

Не бойтесь

Подарок

Изобретение рождественского ВЕНКА

Колодец Мудрецов

Развалюха

Как стать Ангелом

Пастушок

Пчелиная просьба

Разговор у рождественских Яслей

Рождественский гусь

Рождество - что же это такое?

Удивительное Рождество

Слишком много Рождества

Ах _ ты радостное

Из года в год

Волосы ангела

Исчезнувший младенец Иисус

Верите ли Вы в ангелов?

Три царя и их слуги возвращаются домой

Легенда о пастухе

Рождественский голубь

Побеждай зло добром

Незначительная история

Песня облетевшая мир

Цветы и ароматы на Рождество

Он во тьме и тайне

Врата откройтесь

О дети, придите

Николаус

Знаешь сколько звёзд небесных

Идет корабль

Среди ночи

Тебя благодарим



 

==========================================================

Наши группы в соц. сетях:

 ВКОНТАКТЕ

 FACEBOOK

 МОЙ МИР

 ОДНОКЛАССНИКИ

Вступайте!!!! ;)